В решении этой задачи изначально подразумевается проблема «Что делать с собой?». Как следует поддерживать себя и свое настроение, какими способами? И для начала стоит определиться, что мы понимаем под депрессией.
Нередко любое снижение настроения ошибочно считают депрессией. Признаки депрессии можно без труда найти на просторах Интернета и увидеть, как различные научные школы формулируют её. Нам привычнее использовать следующие: замедленность мыслей и действий, выраженное чувство вины. Об этом мы уже говорили с уважаемым гостем на нашем подкасте — известным врачом психиатром Александром Геннадьевичем Данилиным.
Тревога и депрессия часто уравниваются. Но в тревоге есть неопределенность, которой в депрессии нет. Именно потому эти два состояния отличаются. Длительное переживание какой-либо негативной эмоции, к которым также относится тревога, могут привести к депрессии. Однако, сама по себе тревога не тождественна состоянию депрессии. Объединяет их только одно обстоятельство: и то, и другое является чрезвычайно активным и одновременно тяжелым состоянием нервной системы. Во всяком случае, так утверждают современные нейрофизиологи.
Причины депрессии всегда сводятся к эмоциональному стрессу. А всякий эмоциональный стресс — это незавершённое переживание. Состояние стресса возникает тогда, когда организм обнаруживает, что имеющиеся в его распоряжении средства недостаточны для приспособления к ситуации. И средства эти интеллектуальные, можно даже сказать философские. Совокупность этих средств и идеями и актами мышления может привести к обратному эффекту, т.е. к развитию стресса — всем известно это пресловутое “накручивание себя”.
Тревога и депрессия часто уравниваются. Но в тревоге есть неопределенность, которой в депрессии нет. Именно потому эти два состояния отличаются. Длительное переживание какой-либо негативной эмоции, к которым также относится тревога, могут привести к депрессии. Однако, сама по себе тревога не тождественна состоянию депрессии. Объединяет их только одно обстоятельство: и то, и другое является чрезвычайно активным и одновременно тяжелым состоянием нервной системы. Во всяком случае, так утверждают современные нейрофизиологи.
Причины депрессии всегда сводятся к эмоциональному стрессу. А всякий эмоциональный стресс — это незавершённое переживание. Состояние стресса возникает тогда, когда организм обнаруживает, что имеющиеся в его распоряжении средства недостаточны для приспособления к ситуации. И средства эти интеллектуальные, можно даже сказать философские. Совокупность этих средств и идеями и актами мышления может привести к обратному эффекту, т.е. к развитию стресса — всем известно это пресловутое “накручивание себя”.
Такой стиль мышления называется патогенным, то есть порождающим стресс и болезни. Депрессия в этом смысле считается продуктом такого стиля мышления. Если же размышления над ситуацией приводят к облегчению и при этом подавление нашей эмоции не требуется, переживание завершается, и человек выходит из состояния стресса — мы имеем дело с саногенным стилем мышления.
Мы считаем, что депрессия есть крайняя стадия выраженности невроза, состояние крайнего психического истощения человека. В любом случае невроз и депрессия взаимосвязаны и обладают практически идентичной симптоматикой. А начинается процесс погружения в состояние депрессии с образования состояния невроза. И это не обычная осенняя хандра и не простое незначительное снижение настроения. Невроз устойчив. Мало кто задумывается над тем, что неизменный компонент тревоги в неврозе есть первая стадия стресса с одноименным названием. В этом периоде у организма нет ответа на вопрос, что происходит. Это стресс неопределенности, когда не выходит оценить ситуацию, дать ей имя, присвоить значение. Вместе с тем, не одна лишь неопределённость может стать источником невроза. Пресыщение тоже. Переизбыток тоже вызывает страдание, ведь и голод, и переедание одинаково тяжело переносятся человеком. В этом смысле выгорание и депрессия тоже ближайшие соседи. Именно поэтому любимая работа, семья или что-то еще может легко превратиться в так называемый “день сурка”.
Все наши рассуждения здесь должны дать вам понять, как быть и что с собой сделать. Самое важное, что ответ каждому уже известен — поддерживать баланс в жизни. И именно это весьма непросто, если нет четкой инструкции. Ведь сперва следует понять, о каком балансе идет речь.
Все наши рассуждения здесь должны дать вам понять, как быть и что с собой сделать. Самое важное, что ответ каждому уже известен — поддерживать баланс в жизни. И именно это весьма непросто, если нет четкой инструкции. Ведь сперва следует понять, о каком балансе идет речь.
Баланс, о котором мы говорим, это не беспрерывное пребывание в душевной гармонии, а чередование периодов напряжения и активной растраты сил и ресурсов, с периодом восстановления, осмысления и отдыха. При этом некоторым идеалом предполагается такое чередование, при котором периоды благоденствия длиннее периодов напряжения и борьбы. Периоды отдыха нужны для накопления сил, которые непременно следует тратить на решение жизненных задач. И чем больше и масштабнее задача, тем больше мы можем потратить, и это благо. То есть, чем больше затрачено, тем больше прибывает. Так, например, тренируются марафонцы. Они утомляют себя бегом, чтобы пробежать, допустим, 42 километра и больше без устали. Также и мы должны переживать и испытывать неприятные эмоции, чтобы становиться душевно крепче, не погружаться в проблемы и жить счастливо.
Сложность в том, что тренировку по бегу и длину тренировочной дистанции можно выбирать и контролировать, а силу и период неприятных переживаний нет. Или все таки можно? Вернемся к саногенному мышлению. Оно и дает это «можно» человеку, предоставляет способность управлять длительностью, силой и характером переживания. Многим это кажется невозможным, однако, некоторые люди обладают этой способностью без научения. То есть, такой механизм реагирования сложился спонтанно, случайно. А если может так мыслить и владеть собой хотя бы один, значит эта способность есть у каждого человека.
Сложность в том, что тренировку по бегу и длину тренировочной дистанции можно выбирать и контролировать, а силу и период неприятных переживаний нет. Или все таки можно? Вернемся к саногенному мышлению. Оно и дает это «можно» человеку, предоставляет способность управлять длительностью, силой и характером переживания. Многим это кажется невозможным, однако, некоторые люди обладают этой способностью без научения. То есть, такой механизм реагирования сложился спонтанно, случайно. А если может так мыслить и владеть собой хотя бы один, значит эта способность есть у каждого человека.
Секрет кроется в соответствии между ситуацией и реакцией на нее по времени и смыслу. И это соответствие как раз и обеспечивается работой ума, повседневной философией человека, его взглядом на жизнь. Этот взгляд, например, исключает насилие над собой, подавление своих чувств. Любую эмоцию, будь то страх, обида или другие эмоции, от которых хочется убежать. Мы говорим про естественность, которой многим не хватает. Но и распущенность естественностью тоже не является. Под естественностью подразумевается думать, размышлять над ситуацией, делать выводы и переживать. Это размышление и есть осмысление своих чувств, а не погружение в страдание и подстегивание себя. На умении задавать себе правильные вопросы строится аналитика. Походит на философскую работу, согласитесь. Пожалуй, это и будет ответом на вопрос из первой строчки нашей статьи.
Иными словами, реагировать следует естественно и пытаться бороться с собой не стоит. Иначе перераспределение внешнего выражения эмоции в сознание приводит к стойкому патогенному функционированию организма и, как следствие, к заболеваниям.
В выражении эмоции поможет вежливость, она же не мешает нам чувствовать боль. Конечно, нас всех волнует вопрос поиска этого баланса и выведения способов налаживания соответствия между силой эмоции и сутью происходящего. Как прийти к завершению переживания внутри себя вместе с окончанием события? Ведь невозможно предсказать, что будет завтра или через некий больший промежуток времени, какие эмоции настигнут. Но и это идет на пользу, ведь человеку не требуются дополнительные тренировки, его тренирует сама жизнь, подкидывает трудности и делает счастливым. Но все же гораздо надежнее не ждать этого от мира, а научиться не зависеть от него. Только тогда можно будет смело говорить, что мы владеем своей судьбой.
Иными словами, реагировать следует естественно и пытаться бороться с собой не стоит. Иначе перераспределение внешнего выражения эмоции в сознание приводит к стойкому патогенному функционированию организма и, как следствие, к заболеваниям.
В выражении эмоции поможет вежливость, она же не мешает нам чувствовать боль. Конечно, нас всех волнует вопрос поиска этого баланса и выведения способов налаживания соответствия между силой эмоции и сутью происходящего. Как прийти к завершению переживания внутри себя вместе с окончанием события? Ведь невозможно предсказать, что будет завтра или через некий больший промежуток времени, какие эмоции настигнут. Но и это идет на пользу, ведь человеку не требуются дополнительные тренировки, его тренирует сама жизнь, подкидывает трудности и делает счастливым. Но все же гораздо надежнее не ждать этого от мира, а научиться не зависеть от него. Только тогда можно будет смело говорить, что мы владеем своей судьбой.
Когда-то Карг Юнг сказал: «Пока вы не сделаете подсознательное сознательным, оно будет направлять вашу жизнь, а вы будете называть это судьбой». Саногенное мышление — это такой способ восприятия миру, который устраняет автоматизм и дает нам долгожданную свободу от кармы. Главная проблема заключается в автоматизме наших эмоциональных реакций. Нам кажется, что они с нами случаются и не зависят от нас. Именно этот автоматизм и становится причиной депрессии, когда прервать его или перехватить правильным вопросом, обращенным к себе или ситуации, возможности нет. И поскольку ситуации разнообразны, то и правильных вопросов тоже множество. Хорошая новость состоит в том, что добывать их уже не нужно, они найдены специалистами в области саногенного мышления.
Путь обучения саногенному мышлению состоит из кропотливой работы ума по переосмыслению своих реакций для налаживания соответствия, о котором сказано выше. Эпизод за эпизодом, эмоция за эмоцией, прожитые новым способом, надежно выводят из депрессии и предотвращают ее. А как быть счастливым человеком, если нет способности выдержать натиск обстоятельств изо дня в день? Ведь они никогда не закончатся. Только способность здраво мыслить станет опорой для души и гарантией от депрессии. Счастлив не тот у кого нет проблем, счастлив тот, кто способен их спокойно решать.
А что такое счастье? Это такая же эмоция. Согласно Теодору Исааку Рубину, счастье не приходит от выполнения легкой работы. Это послевкусие, которое приходит после решения трудной задачи, которая требовала всего, на что вы способны.
Путь обучения саногенному мышлению состоит из кропотливой работы ума по переосмыслению своих реакций для налаживания соответствия, о котором сказано выше. Эпизод за эпизодом, эмоция за эмоцией, прожитые новым способом, надежно выводят из депрессии и предотвращают ее. А как быть счастливым человеком, если нет способности выдержать натиск обстоятельств изо дня в день? Ведь они никогда не закончатся. Только способность здраво мыслить станет опорой для души и гарантией от депрессии. Счастлив не тот у кого нет проблем, счастлив тот, кто способен их спокойно решать.
А что такое счастье? Это такая же эмоция. Согласно Теодору Исааку Рубину, счастье не приходит от выполнения легкой работы. Это послевкусие, которое приходит после решения трудной задачи, которая требовала всего, на что вы способны.