Бегать, гулять, стрелять из рогатки по воробьям – это пожалуйста. А вот почитать, поучить, посчитать – это часто мука для детей. И это не проблема современных школ или современных детей. Ситуация повторялась, повторяется и будет повторяться во всех странах мира в каждом поколении.
Кто-то все же любит учиться, верно?)))
Давайте найдем причину любви и нелюбви к учебе. Что мы любим делать? То, что нам дается «легко», добровольно, но это не значит «с первого раза» и без напряжения. Напряжение преодолимо только при условии отсутствия насилия и наличия интереса- это ни что иное, как любопытство! Да! Да! Именно любопытство необходимо для обучения. Ни терпение, ни труд, а любопытство! Оно то и превращается в любознательность и превращает добычу новых знаний и умений в увлекательный процесс, а вишенкой на торте, мотивом становится удовольствие, радость. Мы привыкли, что удовольствие приносит легкость, однако высшим пилотажем для человека становится получение удовольствия от преодоления трудностей и решения сложных задач.
Так альпинисты, испытывая перегрузки и нехватку кислорода поднимаются на вершины, спортсмены переживают травмы и высокие нагрузки, ученые ломают головы над нерешаемыми задачами. В этом случае значимость победы вырастает в разы. Радость от процесса и результата деятельности значительно больше, чем напряжение, испытываемое в момент овладения новыми знаниями и умениями. Ради такой победы можно и пострадать! Как развить это качество-любопытство? Очень просто! Не мешать ребенку искать ответы на возникшие, даже самые дурацкие вопросы. Пресекание вопросов, отвлечение ребенка от выбранного им дела, в которое он сильно погружен, нежелание родителей вовлекаться в поиск ответов - патогенное поведение, убивающее на корню зародыш природной тяги к знаниям. «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»- гимн несостоявшихся всезнаек.
Увы и ах, но мнимая скромность, наделение иными смыслами события приводят к неверным поступкам. Так любознательность путают с бестактностью и затыкают рот, а пытливость ума с хулиганством и ругают любые попытки разобрать интересную игрушку, заглянуть внутрь телевизора или утюга. Для ребенка подобное поведение обретает значение негативного. Саногенное поведение состоит именно в поддержании проявленного интереса, совместном поиске ответов, в демонстрации примера, как можно решать задачи, где искать ответы, какие вопросы задавать и кому. Так развивается бесценный навык и превращает почемучку в эрудита. Процесс обучения становится увлекательным путешествием в неизведанное, дарит радость.
Мальчишки любят играть в футбол, хоккей. Им сопутствуют многочисленные ссадины, замечания от тренера, недовольство команды твоими «пропущенными голами», это жгучая досада от поражений.. Не все так просто! Но мальчишки любили и любят гонять мяч, и шайбу! Почему? Потому, что чувство единства команды, мимолетные мгновения побед, маленькие и большие личные достижения дают так много радости, что все трудности начинаешь считать незначительными. Они то знают зачем все эти страдания! Даже самый неспособный в команде парнишка может до дрожи любить футбол. И со временем у него обязательно будут хорошие результаты.

Играть или учится, вот в чём вопрос?
Рассмотрим другие причины.
Учитель по математике говорит маме: «Ваш Федя очень способный мальчик, только ленится, прогуливает, шалит на уроке… Жалко! Мог бы стать неплохим технарем...» А сам Федя говорит: «Да не хочу я эту математику учить, не люблю я ее, скучно, не интересно, трудно».
Причин может быть несколько:
- Конфликт с педагогом. Личные отношения играют решающую роль в освоении ребенком предмета. Строгость учителя может стать преградой для ученика, если тот не способен справляться с обидами в ответ на критику, появляются страхи и причиненное насилие над собой порождают отвращение не только к личности педагога, но к самому предмету, увы. Отсюда, прогулы, ложь и нежелание открывать учебники, жалость к себе, агрессия- все это патогенное поведение.
- Конфликт с учениками. Важный фактор- атмосфера в классе. Среди учеников возникают разногласия, нередко с согласия самого педагога возникают группы, любимчики и изгои. Переживания страха и стыда, вины и обиды истощают неудобных, непохожих на других учеников. Их ранимость и беспомощность патогенны и не позволяют дать отпор и встроиться в неприятную реальность. Учеба теряет всякий смысл и становиться невозможной.
- Неспособность преодолевать трудности. Не умеет терпеть обиды и неудачи. Стремление выполнять только то, что нравиться – результат потакания желаниям, неуместная опека; делать что-либо без ошибок- страх неудачи. Это мы называем патогенным поведением, оно не позволяет добиться результата, причиняет страдания, душевную боль.
- Низкая квалификация учителя. Подача материала не соответствует возрасту или просто непонятна ученикам. Форма написания учебников или подача педагогом может быть недоступна ученику и составлять дополнительную сложность. В этом случае требуется помощь взрослых и поиск доступных материалов.
- Уровень здоровья. Стоит поверить состояние здоровья ребенка. Сезоны и дни недели очень влияют на самочувствие и способности воспринимать информацию и работоспособность. Весной учится становится куда сложнее, чем осенью, в конце недели уровень усталости таков, что не все получается. Помогите ребенку! Обследование, витамины, питание, режим дня, обязательный отдых помогут чаду пережить сложности.
Надо понять, что при всей видимой легкости учебы, эта учеба причиняет страдания.
Вот организм и сопротивляется…
Ну и что тут делать? Обретать и развивать навыки и модели поведения, которые помогут адаптироваться, другими словами встроиться в существующую реальность.
Прощать, признавать вину, просить прощение, преодолевать неудачи, ставить цели и проявлять терпение и настойчивость. Необидчивый человек в конфликте способен выбрать тот способ, который будет уместен в конкретном случае. Если требуется дать сдачи обидчику, если возможно- простить. Если знаешь, как мириться, уже не страшно войти в конфликт. Напряжение снижается и уже можно учиться.
Без уместного усилия не бывает успешного воспитания. Уговоры и назидания не работают! Помочь ребенку можно! Снимите напряжение, которое он испытывает в момент обучения, помогите расслабиться, создайте атмосферу доверия, и ребенок без опасений сам все расскажет. Приводите сои примеры. Делитесь своим опытом решения подобных проблем. Для этого надо точно выяснить причину напряжения и научить ребенка смотреть на факторы напряжения спокойно. Это станет возможным при наличие арсенала инструментов, описанных выше. Важно оценить процесс обучения в школе не только как кузнецу знаний, но в большей части это кузнеца черт личности и умений.
А вообще, лучший способ воспитать кого-то – это воспитать СЕБЯ НА ЕГО ГЛАЗАХ. Познакомьтесь с методиками, техниками снятия напряжения, управления вниманием, работы с памятью, знакомьте ребенка с переживаниями, не забывая уточнить, что это нормально! Переживать надо, только тогда, когда этого требует ситуация. Обидели- обижаемся, но не долго, есть опасность- страх необходим, только, чтобы быстро адаптироваться, признание ошибок необходимо, если мы готовы меняться и становиться лучше. В остальных случаях- не уместно.
Проявляйте заинтересованность миром, и ребенок будет вам подражать, а кому же еще!?
Спокойствия и успехов!
Наш сайт: https://www.mospsyholog.ru/
Телеграм: https://t.me/senseofcalmness
Обратиться лично: +7 968 990 0880 (WhatsApp, Telegram)