Блог ЧП

Начни с себя

Обучение – это не просто передача информации, а взаимодействие между учителем и учеником. Только при таком совместном движении к общей цели возможно полноценное развитие личности, её образование и социализация.
Прежде чем начинать учить чему-либо кого-либо, необходимо определить цель обучения. Обучение — совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование.Мы наполняем ребенка образцами поведения, ценностей и смыслов, отношений и способов решения жизненных задач. Образование позволяет человеку социализироваться, перенять опыт, обрести профессию, подготавливает к выполнению социальных ролей. Сами по себе ценные и социальные качества не формируются, они воспитываются целенаправленно. Без внимания со стороны воспитателя процесс воспитания становится хаотичным, неуправляемым, и часто приводит к развитию пороков и антисоциальных черт, к искажениям образцов. Воспитание, как и любое поведение (ходьба, прием пищи, сон, общение, лечение и тп) процесс целенаправленный, а значит имеет ЦЕЛЬ, другими словами — образ результата.
Понимание связи образа результата и действий по достижении этого результата становится залогом успеха. Так, например, мы с Вами хотим воспитать в ребенке честность по отношению к родителям. Какова цель воспитания этой черты? Скорее всего, это его же собственная безопасность: доверительные отношения с родителями во многом облегчают жизнь.
Далее, когда Вы определились с целью, необходимо подумать над адекватными средствами ее достижения. Цель непосредственно определяет педагогическую структуру — Вашу воспитательную стратегию.
Еще раз вернемся к адекватности: нет смысла, к примеру, заставлять подростка рассказывать Вам абсолютно все — это недостижимо, если искренние отношения не были выстроены заблаговременно до переходного возраста. Принуждение и насилие в этом процессе делают задачу нерешаемой. Недостаточно озвучить требование или желание открытости со стороны ребенка, необходимо опытным путем демонстрировать полезность правды или доверия. Как говорилось выше, первый полезный эффект — безопасность: можно не бояться, что тебя не поймут, не примут, у тебя есть поддержка, еще одни руки, ноги, голова, она точно может помочь справиться со сложной ситуацией (конфликт с другом, сложности в школе, двойка в журнале, принятие сложного решения). Ребенок уже не чувствует себя одиноким и беспомощным в борьбе со сложностями. Рассуждайте здраво и анализируйте реалистичность своих целей. И главное, проверяйте соответствие стратегии воспитания выбранным целям. Как насилие способствует искренности? Оно приближает ребенка к ней? Обеспечивает его безопасность?
Процесс воспитания не может быть стихийным, он должен быть грамотно выстроен воспитателем, дабы принести свои позитивные плоды. Вспомним: процесс обучения у всех живых существ идет сперва путем подражания, и эти модели должны нравиться. В этой связи необходимо проанализировать, какой образец имеет ребенок в поведении родителя? Родитель решает проблемы своим поведением или создает их? Ребенку должно понравиться быть открытым, честным, а вместе с тем и смелым по примеру матери,отца,бабушки,дедушки.
Итак, чтобы научить ребенка чему-то, необходимо самому иметь об этом четкое представление и готовый развитый навык. Закрытому, замкнутому человеку не удастся научить открытости своих детей. Неспособность быть честным можно преодолеть при наличии четких представлений, какую задачу надо решить: организовать доверие или развить смелость. Именно смелость часто требуется развить в ребенке, который часто обманывает или не договаривает. Без обеспечения безопасности родителями этого эффекта не получить. Семья так и останется в неведении о реальности жизни ребенка, его настоящих свойствах как человека, истинных потребностях и мотивах. Знание о явлении, предмете, поведенческой черте неразрывно связано с его образом, который соответствует картине мира. И знание несет в себе главную функцию — выработку эффективного поведения, а именно четкую инструкцию «Что делать».
Чтобы привить своему ребенку какую-то черту, необходимо понимать, что она выражена в поведении, что это последовательность актов мышления и реальных действий, которая должна наблюдаться неоднократно в качестве полезного образца, и тогда возникает возможность научить ей. Вы не можете просто потребовать «будь честным, открытым». Вам придется продемонстрировать честность и придать ей тот истинный смысл, который она несет, чтобы ваш ребенок мог ею воспользоваться в реальных обстоятельствах. Значит, требуется такую ситуацию создать, и ваш ребенок должен получить от честности удовольствие, иначе он не научится быть таковым. Сказал правду — тебя поняли и даже предложили поддержку, препятствия сняты. Преодолел страх и озвучил правду, и задача (даже самая неприятная) решилась быстрее, неприятных последствий меньше или вовсе нет. Подобный эффект приносит радость и ощущение безопасности ребенку, тем самым способствуя повторить полезное поведение. Чем больше повторений, тем устойчивее навык, тем более, что дети часто не знают что совершают что-то плохое или что-то хорошее. Этого различия для них еще не существует. Оно возникает исключительно в результате оценивания. И ребенок далеко не сразу научится отличать одно от другого сам. Научить его этому – Ваша задача. Поэтому скажите себе честно: то, чего вы требуете от ребенка свойственно Вам? Как вы об этом узнали?
Впоследствии, в различных жизненных ситуациях его решение будет основываться на критериях важности в расставлении приоритетов, в соответствии с той картиной мира и теми понятиями "хорошо" и "плохо", которыми Вы в нем воспитали не внушениями, а собственным примером и положительным опытом.
Если Вы хотите хорошо воспитать своих детей, непрерывно воспитывайте себя, развивайте свои лучшие качества, усиливайте лучшие черты, и они непременно отразятся в чертах ваших детей. Утверждение это справедливо не только по отношению к родителям, но и ко всем взрослым, которые встречаются на пути воспитуемого! Берегите себя.
Наш сайт: https://www.mospsyholog.ru/
Телеграм: https://t.me/senseofcalmness
Обратиться лично: +7 968 990 0880 (WhatsApp, Telegram)