Блог ЧП

Дети в интернете!

Сколько времени ребенку дошкольного или младшего школьного возраста позволительно самостоятельно проводить в сети? В этом возрасте у детей происходит социализация: в детском саду, в школе они начинают сталкиваться с новыми задачами реальной жизни, более сложного класса, и жить им предстоит в реальном мире, поэтому и готовить их нужно к реальности. А всемирная паутина в силу своего удобства достаточно опасна, это цифровое техническое средство повышенной опасности.
Многими людьми интернет воспринимается как пространство, состоящее из букв, смайликов, картинок. Однако, любой поисковик скажет вам что Интернет — международная сеть передачи любого вида данных. По сути это огромное море нулей и единиц, которые хранят, содержат, передают и транслируют любую информацию без ограничений. Цифровая свалка, кладовка, которая не запрограммирована фильтровать весь этот поток через моральную призму. Эмоциональную оценку его содержимому, каждый человек дает сам, это ответственность пользователя. Интернет одинаково удобен и для преступников, и для добропорядочных людей.
Мнение нашего проекта такое: в текущей реальности Интернет — это глобальный инструмент по работе с любым видом информации и не более
Казалось бы, разница небольшая. Однако в случае с сетью, которая что-то передает, человек может выбрать, потреблять увиденную информацию, или нет. А если речь идет об инструменте, человек уже волен на гораздо больший спектр возможностей: удалить, заблокировать, самому создать информацию, «настроить» интернет под себя. По аналогии с магазином отношения пользователя с интернетом не должны быть похожи на отношения покупателя с универмагом, где покупатель всего лишь выбирает, купить ему что-то или нет. Пользователь должен диктовать магазину(Интернету) какое у него должно быть наполнение, разнообразие товаров в каких количествах и когда, а чего на полках быть не должно никогда в момент его посещения пользователем. Именно с этой позиции и нужно начать относиться самому и прививать такое же отношение ребенку.
Общение в интернете по переписке носит весьма условный характер: нельзя услышать голос, уловить интонацию, увидеть мимику, жесты, взгляд. И что делает в этом случае человек? Он начинает додумывать и приписывать собеседнику свои представления, синтезировав собственные впечатления, которые нередко расходятся с реальностью.
Раньше эмоций в интернете не хватало, и поэтому появились короткие видео, которые каждый хоть раз листал часами, а позже началась эра дипфейков, где ребенок, как самый уязвимый пользователь, наблюдает ложные моральные сигналы или социальный инжиниринг и не способен отличить одно от другого. А на их фоне даже игры-стрелялки не несут таких тяжелых последствий. Игры действительно часто создаются специально для того, чтобы игрок в них оставался, но это срабатывает только в случае отсутствия внутренней сдержанности при плохой саморегуляции эмоций у человека. Родители, не пускайте детей в активные пользовательские игры, если вы не успели воспитать в них чувство меры, способность к самоограничению и отказе себе в удовольствиях, иначе вы получите зависимого ребенка, как вполне закономерный результат. А ведь есть и обучающие познавательные игры, системы контроля и таймеры на экранное время. Научитесь пользоваться возможностями инструмента сами, прежде чем давать ребенку вход в Интернет. Вы не пустите на самотек обучение ребенка пользоваться спичками, острыми предметами, лекарствами, бытовой химией? С интернетом почему-то эта логика игнорируется. Но она та же самая.

В интернете ребенок не может познакомиться с эмоциональной сферой общения: он взаимодействует со своими мыслями, а не с действительностью. Можно ли ребенку разрешать использовать социальные сети? Вывод очевиден. Только при условии, что он способен это делать безошибочно в реальной жизни!

Вы же боитесь, что ребенок заговорит с незнакомцем на улице? В интернете все точно так же. Ребенок может увидеть видео от «успешного известного супер-дяди» а на самом деле это все тот же незнакомец с улицы. А мозг не отличает, произошло это на самом деле в реальности или в воображении/при просмотре видео. Он уже поговорил с этим странным незнакомцем, получил впечатления. Вы знаете, как их убрать? Дело осложняется еще и тем, что ребенок может общаться со взрослым, не подозревая об этом, ведь он видит на аватарке фотографию девочки с плюшевым мишкой в обнимку и подпись «Маша 12 лет». Специалисты по пропавшим детям это прекрасно знают.

Дети воспринимают все буквально, что в данном контексте опасно. Мы, взрослые, можем прочитать какую-то ерунду, и, опираясь на свой жизненный опыт сказать: «Это какая-то ерунда». У ребенка в этом возрасте еще не сформировался такой навык, он воспринимает любую информацию буквально. Вот почему задачей родителя должно стать предоставление этого опыта своему ребенку, реального опыта, который впоследствии можно перенести в Интернет.
Что может привлечь маленького ребенка в сети? Красивая картинка. Часто за ней может скрываться непозволительный контент. Ребенку нельзя разрешать самостоятельно “гуглить" — по невинному запросу "мультики" открываются ссылки на неподходящее возрасту видео, фото и текстовый контент.
Но важно отметить, что полезный контент, безусловно, в Интернете есть: приложения для тренировки памяти, математические игры и шахматные задачи, языковые игры, игры на моторику, блоги о путешествиях, лекции о науке и искусстве. Для юных пользователей Интернет должен носить скорее образовательный и познавательный, чем развлекательный характер. Показывайте ребенку красивые картины, добрые мультики, передачи про животных, читайте хорошие книги и не позволяйте им стать интернет-зависимыми буквально с рождения. Всегда держите в своем уме ответы на вопросы «Зачем? Зачем я это делаю? Зачем это будет делать мой ребенок?». Если они у вас есть, то ребенок сможет отличить пользу от вреда, и тогда позволить войти во всемирную сеть и извлекать из нее правильные вещи будет не страшно.

Наш сайт: https://www.mospsyholog.ru/

Телеграм: https://t.me/senseofcalmness

Обратиться лично: +7 968 990 0880 (WhatsApp, Telegram)