Многие родители мечтают о счастье своих детей и начинают обеспечивать его с первого дня жизни. Красивые костюмчики, удобные кроватки, игрушки и конечно ласка, любовь и комфорт. Однако далеко не все дети вырастают счастливыми или, будучи уже взрослыми, не видят свое детство таковым. И очень часто в терапии разбираются истории пожилых родителей, как эти люди неправильно себя вели и покалечили жизнь собственных детей. Что можно посоветовать взрослым детям? Брать свою жизнь в свои же руки и научиться прощать. Переживания мешают развиваться, идти дальше, строить свою жизнь. Часто в строгости родителей видят власть, самодурство, жестокость, но чаще всего за этим кроются любовь и забота, а ограничения становятся способом защиты. Трудно отличить гнев от страха, если не знаешь как возникают эмоции, из каких компонентов они состоят. Эмоции — это способ взаимодействия с реальностью, отклик. Как оценили реальность, таков и отклик, зависит от интерпретации. Чтобы минимизировать непонимание, разберем частые ошибки в мышлении, оценках и действиях со стороны родителей.
Навязывание своих суждений
«Я прав» — думает родитель, — «и мои благие намерения покрывают все. Я не должен ничего объяснять, ребенок еще не способен меня понять». Это ошибка. Необходимо помогать ребенку понять суть происходящего, называть вещи и действия своими именами. Помогать увидеть, как действия приводят к результату. Учил уроки, занимался, проявил упорство — получил похвалу, хороший результат на контрольной, смог решить задачу самостоятельно. Умение ставить перед собой цели не развивается само собой. Это тренируемый навык. Например, каждому хотя бы раз было обидно, что все гуляют, а нам приходится себя ограничивать. Но результатом стало чувство гордости. И ребенок понимает, что происходит: родители из тиранов превращаются в помощников, наставников. В процессе знакомства с чувствами развивается эмоциональный интеллект, и становится очевидным, что чувства есть, они имеют названия, они есть не только у ребенка, но и у взрослых. Умения проживать эмоции и ставить перед собой цели не развиваются само собой — это тренируемый навык. Важно обращать внимание, проговаривать и делать выводы, именно выводы помогут ориентироваться в правильности действий. Логическую связь ребенок сможет выстроить самостоятельно, если у него был опыт подобных размышлений. Конечно для освоения этого навыка необходимо овладение речью, от степени ее развития и наполненности понятиями зависит и способность ребенка видеть этот мир. Чтение книг и разговоры за ужином становятся для родителей инструментом эмоционального и интеллектуального развития маленького человека. Понятный мир для ребенка превращается в безопасную среду.
Необходимо предоставить ребенку свободу выбора в принятии решений, потому что навыку требуется повторение. В зависимости от возраста этот процесс следует сделать управляемым.
Например, предложить выбрать фильм для вечернего просмотра (утвержденного взрослыми) — выбор сделан и цель достигнута. Совместные обсуждения и принятие решения где провести отдых, какую кашу приготовить, какой маршрут выбрать на пути из парка домой. Дайте волю своей фантазии. Не забывайте оценить выбор ребенка и похвалить. Настоять на своем просто, сложнее научить думать самостоятельно. Но этот навык незаменим в достижении счастья.
Контроль
Принимаемые ребенком решения часто подвергаются критике со стороны родителей по причине незрелости. Так тревожно отпускать ребенка первый раз магазин, проехать в метро, дойти из школы домой. И вот переживания родителей не дают возможности развиваться таким важным чертам, как внимание, смелость, аккуратность, ответственность. Страх родителей встает на пути, предвидение несчастья и последующей вины не дают шанса на свободу. Поэтому не стоит бояться давать ребенку проявлять самостоятельность, ведь из послушных детей редко вырастают смелые предприниматели, отважные покорители мира.
Упреки
Совершенные ребенком шибки подвергаются жесткой критике и наказаниям. Но не спешите оценками, а вначале поинтересуйтесь намерениями ребенка — ответ может вас удивить. Понимание цели даст основание для вариантов правильных действий. Ошибка становится поводом задействовать мышление и превращается в незаменимый опыт. Упрек же превращает опыт обратно в ошибку и глупый поступок. Наша задача накопить полезный опыт, а не убедить ребенка в том, что он глупец.
Вырастет, сам поймет
Зачем что-либо объяснять, когда можно понять все на собственном опыте. «Неужели не понятно, что прыгать в лужи не надо! Ведь потом сам весь мокрый и может простудиться!» — возмущается молодая мама. А ребенку в 4 года интересно наблюдать как вода просачивается в ботинки, а о простуде ему точно ничего не известно. Вот так ребенок учится быть счастливым. Само понимание вреда или опасности отдавать на волю случая не стоит. Стоит возвращать внимание ребенка к результату. После прыжков по лужам вынуждены были прервать прогулку или изменились планы, не пошли в кино. В противном случае удовольствие от процесса и выполнение всех желаний станет неотъемлемой чертой личности. Прыгать по лужам можно, но не всегда, когда захочется, и счастье становится под вопросом.
А что такое счастье?
Счастье — это состояние наивысшей удовлетворённости условиями своего существования, состояние психики, при котором человек ощущает благодарность за то, что он имеет. Гармония и благополучие.
И как же сделать ребенка счастливым? Обеспечить комфорт и удовлетворять все его потребности? Саногенное мышление смотрит на это иначе. Счастье для ребенка прежде всего в безопасности! Безопасности физической и психической.
Потакание и угождение превращает ребенка в беспомощное капризное создание, обрекает его на разочарования, тревогу и страх по отношению к внешнему миру. Это делает его счастливым? Нет! А вот способность преодолевать свои желания, терпение, внимание к другим развивает качества сильного выносливого человека. И перипетии жизненных ситуаций не выбьют его из колеи, стойкость и сила обеспечат спокойствие и повод для радости и счастья в любых обстоятельствах. Жизнестойкость, способность адаптироваться — этот навык определяет возможность быть счастливым.
Воспитание детей понимается как развитие в них качеств и ценностей, которые помогут им быть счастливыми взрослыми. Заметим счастье — это не радость и веселье несмотря ни на что, это способность. Цели воспитания — определение тех самых качеств. Родители выступают в роли навигатора и помощника, по мере взросления ребенка эту функцию необходимо передать в его руки, годам к 13-14 он способен воспитывать себя сам. Самовоспитание ребенка это цель воспитания родительского.
Итак, стоит сделать вывод, что самостоятельно родители не всегда могут помочь ребенку сориентироваться в переживаниях и целях по причине отсутствия знаний. Мы предлагаем восполнить этот недостаток и познакомиться с эмоциями, техниками работы с переживаниями, с концепцией саногенного мышления. Не оставляйте формирование личности вашего ребенка на волю случая, сделайте процесс управляемым, и тогда счастье ребенка составит и ваше счастье!
Воспитание детей понимается как развитие в них качеств и ценностей, которые помогут им быть счастливыми взрослыми. Заметим счастье — это не радость и веселье несмотря ни на что, это способность. Цели воспитания — определение тех самых качеств. Родители выступают в роли навигатора и помощника, по мере взросления ребенка эту функцию необходимо передать в его руки, годам к 13-14 он способен воспитывать себя сам. Самовоспитание ребенка это цель воспитания родительского.
Итак, стоит сделать вывод, что самостоятельно родители не всегда могут помочь ребенку сориентироваться в переживаниях и целях по причине отсутствия знаний. Мы предлагаем восполнить этот недостаток и познакомиться с эмоциями, техниками работы с переживаниями, с концепцией саногенного мышления. Не оставляйте формирование личности вашего ребенка на волю случая, сделайте процесс управляемым, и тогда счастье ребенка составит и ваше счастье!